vetervpole.ru   battonM1 battonM3

Лыжный поход по национальному парку Ютенхеймен (Jotunheimen), Норвегия, 11-16 апреля 2017г.

Norway17 001Десятки лет мы ходили на Кольский и на Урал как и все - с палаткой и с печкой (или с примусами). И вот начали ходить по Скандинавии (Норвегия, Швеция) и стали закрадываться сомнения - а правильно ли мы делаем? Действительно, идешь нагруженный, как ишак, а мимо тебя со свистом пролетают люди с небольшими дневными рюкзачками, которые и проходят и успевают посмотреть больше тебя. А все потому, что они останавливаются на ночлег в так называемых "хижинах", больше похожих на гостиницы с номерами и ресторанами. И вот я решил проложить и пройти такой маршрут от хижины к хижине с минимальным весом снаряжения.

Маршрут: Лом (Lom) - Лейрвассбу (Leirvassbu) - Спитерштулен (Spiterstulen) - Глиттерхайм (Glitterheim) - Бесхейм (Bessheim)

Norway17 Jotunheimen trip

Протяженность - 80 км.

Состав группы:

- Алик Альтшулер - руководитель, фотограф, ориентирование

- Инга Альтшулер - участник, летописец

Далее прилагаю краткие записки моего летописца и ее впечатления от нашего похода.

День 1.

Пройдено 6.4 км.

В 9:30 сели на автобус из Осло в Лом (Lom). Удивительно, что добраться до Лома из отеля нам потребовалось столько же времени, сколько добираться из дома до Осло. Как только мы выехали из города, прекрасная сельская местность представилась нашему взору. Озера, горы, леса из бука и елей, небольшие деревни, где крыши домов сооружены из газонов. Все готово к весне без всяких следов снега.   Автобус ехал больше шести часов с остановкой на обед на 40 минут, и около четырех вечера оставил нас в маленьком городке, около продуктового магазина. Следуя совету персонала первой хижины, мы спросили о такси, и продавщица магазина на заправочной станции тотчас вызвала его для нас. Еще 30 км безснежной езды, и мы покинули большую дорогу, свернув на однополосную платную дорогу, вокруг которой начал показываться снег и которая закончилась тупиком на огромной автостоянке, полной автомобилей. И именно в этот момент мир превратился в зимнюю сказку.

Как и во всех такси мира, у водителя не было интернета для платежей по кредитным картам и никакой сдачи для расплаты за наличные, но нам было не до того в 17:00, мы с нетерпением ждали начала лыжного похода. Теперь, на лыжах, мы распрощались с деревьями и продолжили путь по снегоходному следу с небольшим подъемом по направлению к хижине Лейрвассбу (Leirvassbu). Челнок-снегоход, который мы нанимать не захотели, несколько раз проезжал мимо нас, привозя лыжников и их вещи из хижины на стоянку, а других в противоположном направлении.

Norway17_002.jpg2 часа и 6 км позже, чувствуя себя намного лучше, зная,что мы еще в состоянии кататься на лыжах, мы прибыли в переполненную хижину, с людьми, детьми, собаками, сапогами и лыжами повсюду. Нас ждала чистая комната с видом из окна на заснеженные горы и маленький мазохистский палаточный лагерь. Горячая ванна, чистая одежда, и мы были готовы к обеду со 2-й сменой. Карточка с нашей фамилией на столе, пиво местного пивоваренного завода, расторопные официанты, которые, ничего не спрашивая, принесли нам целую супницу бесподобного супа из курицы за которым последовало второе из лосося. Все-таки жизнь, в которой не нужно постоянно выбирать, имеет свои преимущества.

День 2.

Пройдено 16.7 км

Средняя скорость 2.8 км/ч

Проснулись в комнате с видом на палаточный лагерь, горы, и снег. Завтрак в стиле шведского стола. Отличная еда.

Цель дня - радиалка на ледник Сморстабриан (Smorstabbrean) около 10 км от нас. Как только мы вышли из хижины и пошли на лыжах, я вошла в иную реальность своих снов. Возвышенные и минималистичные, черные и белые, меняющиеся горные склоны на разных плоскостях и уровнях, некоторые выдвинутые вперед, другие скрывающиеся за ними, где очертания можно только угадывать. Все открытые долины и тропы готовы для исследования, все просят по ним пройти. Каждый поворот открывает новые возможности. Белое небо с голубыми просветами внезапно представляет новый вид на горы. Norway17_004.jpgNorway17_005.jpgМы идем вверх и вниз, не слишком плоско, чтобы быть скучным, не слишком круто, чтобы представлять проблему. Через пару часов с небольшим ветром мы поняли, что начинается подлип, температура выше нуля и, конечно, мазь от подлипа осталась в хижине. Чтобы двигаться, нам приходилось постоянно останавливаться, чтобы почистить лыжи. Потом мы также вошли в облако, и мир потерял реальность. Мне казалось, что я еду на лыжах внутри белого матового стеклянного шара, не зная, где низ и где верх, не понимая, еду ли я или останавливаюсь, не понимая направления движения и даже не зная, двигаюсь или стою; при остановке я чувствовала себя как будто я все еще двигаюсь, и все тело дергалось, как во сне. У меня закружилась голова, и это стало одновременно неприятно и интересно. К тому же внезапно стало круто (подъем на сам ледник), поэтому после 8 км без видимости, поняв, что ледника мы увидеть так и не сможем, мы сдались и повернули обратно к хижине.Norway17 003

Катание стало более приятным, и мы вернулись около 4:30 вечера. Погуляли еще 30 минут вокруг хижины, после того, как Алик взял свой забытый в номере фотоаппарат и начал выискивать виды.

И еще один прекрасный день закончился пивом, олениной, и полным удовлетворением, приправленный дополнительной порцией брусничного соуса.

День 3.

Пройдено 15.4 км

Средняя скорость 3.5 км/ч

Мы вышли из хижины в 10 часов утра и сразу оказались внутри белого шара. Температура оставалась около нуля, шел снег без остановки. Но, несмотря на это, день был легкий, одна лыжня и вся вниз, в направлении к хижине Спитерштулен (Spiterstulen). В конце концов мы оказались внизу, в долине реки с заросшей невысоким редким кустарником. Лыжники со всех сторон подъезжали к хижине с большой автостоянкой, куда большинство прибывало на машине.

Это был короткий день, мы пытались растянуть его, отдыхая и перекусывая, но все равно приехали около 2 часов. В единственной доступной для однодневного ночлега комнате не было ни душа ни туалета, двухъярусные кровати. В соседнем здании были бассейн и сауна, но мы решили не идти, поскольку сауны были раздельные для мужчин и женщин. Так как нас поселили в здании отдельном от главного корпуса, это создало еще одну проблему. Поскольку мои ноги совершенно промокли в лыжных ботинках, пришлось перемещаться между зданиями по грязи и снегу во вьетнамках, единственной другой паре обуви, которая была у меня с собой в связи с борьбой за вес.

Копченый лосось в качестве закуски, тушеная баранина на костях, приготовленная с овощами и корнеплодами, брусничный соус, который я сохранила на десерт.

Еще я, как обычно, определила для себя все потенциальные негативные факторы в катании на лыжах, и, к моему удивлению, даже когда один отсутствует, все кажется хорошо:

- Снег порождает плохую видимость (но как еще можно испытать полное "молоко"?) и трудно тропить лыжню, но пока есть много групп и пар, готовых взять на себя эту задачу.

- Туман или облака.

- Мороз - этого нам не дали.

- Темнота не является здесь фактором , так как мы просыпаемся около 6 и уже светло, а становится темно после 9 вечера.

- Подлип - это худшее.

День 4.

Пройдено 18.5 км

Средняя скорость 2.3 км/ч

Цель дневного перехода - Глиттерхайм (Glitterheim).

Начали с обещанной очереди в туалет, обещанной очереди на завтрак, обещанной очереди на наливку термоса на перекус, а затем обещанного солнца в голубом небео и всего на что мы надеялись.

Тропа началась с очень крутого подъема, нам потребовалось 2,5 напряженных часа, чтобы преодолеть 2 км и добраться до плато. Norway17 008Norway17 009Norway17 010Но тогда мы оказались на вершине белого мира с горами и ледниками. Как я могу передать это чувство счастья, принадлежности, быть частью этого и просто верить, что я действительно была там.Norway17 012 Norway17_013.jpgNorway17 014Norway17 015Norway17 016Norway17 017Norway17 018Еще 8 км по сравнительно плоскому плато, а затем пологий и удивительно приятный спуск в долину, где пейзаж полностью изменился и вдали появилась хижина.Norway17 019

Самые примитивные номера с двухъярусными кроватями в комнате и восковыми свечами для освещения.

Обед: суп из шпината, баранина с корнеплодами и картофелем, апельсиновый хлеб с апельсиновыми взбитыми сливками.

День 5.

Пройдено 23 км

Средняя скорость 3.6 км/ч

Цель дневного перехода - конечный пункт маршрута, Бесхейм (Bessheim).

Мы начали день в идеальной погоде с постепенного подъема на перевал, около 3 км за 2 часа, а затем спуска к озеру.Norway17 020 Плотный обледенелый наст значительно замедлил наш спуск. Norway17 021Великолепные виды во всех направлениях, и мы оказались на огромном озере, ветер утих, и нам понадобилось еще пару часов, чтобы пройти на плоской поверхности озера до следующего подъема. Norway17 022После 12 км в 3 часа дня нам пришлось выбирать между маркерами без тропы или идеальной трассой без маркеров. Лень победила, и мы оставили вешки в надежде пересечь тропу позже и в конце концов это случилось. Мы планировали проследовать по тропе до самого конца, до отеля, однако Алик хотел избежать летней тропы, которая несколько лет назад загубила их поход крутым подъемом, поэтому мы продолжали следовать указателям на зимнюю тропу, которые почему-то не вели в нашу сторону и, наконец, сдались и решили идти по GPS, и, конечно, закончили крутым лесистым склоном, где мы боролись более часа, пока наконец не достигли знака посреди бесснежной заросшей вереском поляны, заявлявшим, что это наша зимняя лыжня. И здесь мы распрощались с лыжами и добрались до нашего отеля в 7 часов вечера, с трудом успев на очередной изысканный ужин с олениной и куропаткой. Повар даже вышел после обеда собрать аплодисменты. А затем неограниченные традиционные взбитые сливки с морошкой.

На следующее утро - автобус до Осло.

Как трудно поверить, что эта поездка мечты окончена.

Но все, что было запланировано, было выполнено, и Алик еще раз подтвердил, кто его лучший спутник.

Еще одно приключение вместе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter