Подготовка к велопоходу немного отличается от подготовки к обычному пешему походу. Велосипед позволяет взять больше полезного груза, приличный запас еды и воды, но и требует брать с собой дополнительное снаряжение для обслуживания своего транспорта. И сегодня речь пойдёт именно о снаряжении для велопохода.
Надо отметить, что в зависимости от длительности вашего маршрута и удалённости от цивилизации, список снаряжения для велопохода может довольно сильно отличаться. Например, для обычной покатушки на день за город можно вообще ни чего не брать с собой кроме перекусов и воды. Достаточно иметь под рукой телефоны нескольких знакомых на машинах, которые смогут забрать вас в случае неприятностей.
Чаще всего из поломок случаются банальные проколы колеса. Для минимальной подстраховки, если вы не хотите сходить с маршрута на середине дистанции из-за этого, можно взять насос, клей и заплатки для ремонта камеры и инструменты, необходимые чтобы снять и разбортировать колесо. А при более серьёзной поломке, которая не позволит двигаться дальше, уже сделать звонок другу.
Если вы отправляетесь в велопоход на несколько дней с ночёвками, то стоит брать уже полную велоаптечку со всеми необходимыми инструментами. В походах по малонаселённой местности иногда стоит брать даже запасные покрышки и некоторые запчасти, которые теоретически могут сломаться и не позволят вам двигаться дальше. Например, спицы, запасной «петух», тросики,ещё одну цепь и т. д. При этом, если вы едете в грппе, не нужно каждому иметь такой комплект. Достаточно будет одного на 5 человек. Серьёзные поломки при спокойной езде случаются довольно редко.
Велосумка под раму позволит держать под рукой необходимые вещи, чтобы не набивать карманы и не распаковывать рюкзак. Есть различные модели сумок, позволяющие крепить её не только под раму, но и на руль или под сиденье. При желании можно обвешать весь велосипед этими сумками так, что Вассерман со своей жилеткой позавидует.
Ехать в велопоход с обычным рюкзаком будет очень неудобно. Во-первых, ваш центр тяжести будет выше, тем самым влияя на управляемость и манёвренность. Во-вторых, у вас просто «отвалятся» плечи уже после нескольких десятков километров. В-третьих, от рюкзака будет сильно потеть спина. Поэтому багажник для велосипеда в длительном велопоходе вещь незаменимая. Даже простой рюкзак можно закрепить на велобагажнике обычными багажными резинками и ехать будет гораздо комфортнее.
Но если вы планируете не один поход на велосипедах, то лучше будет приобрести или сшить специальный велорюкзак, так называемые «велоштаны». Такой рюкзак намного удобнее использовать с хорошим багажником и благодаря грамотному расположению и распределению вещей внутри рюкзака, ваш центр тяжести будет гораздо ниже и велосипед станет гораздо устойчивее.
В очень длительном походе помимо заднего багажника может потребоваться и багажник на переднюю вилку. Он позволит немного разгрузить заднее колесо и распределить груз более равномерно.
При многочасовой езде в одном положении могут затекать руки и спина. Установив «рога» на руль, вы сможете периодически менять положение рук и наклон корпуса, разгружая затёкшие мышцы. В некоторых случаях может быть целесообразно заменить руль целиком на специальный изогнутой формы.
Как ни смешно это звучит и выглядит, но вещь на дальних дистанциях просто необходимая. Даже в поездках на 100 км у вас будет ощутимо болеть «пятая точка», а в велопоходе на несколько дней могут даже возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому покупайте велопамперс и специальные велотрусы. Сверху можно надеть обычные тонкие шорты или бриджи.
Даже в самых отдалённных местах на дороге можно встретиться с машинами. На пустой дороге многие водители теряют бдительность и прибавляют скорость, а велосипедистов и днём не всегда замечают, что уж говорить о сумерках. Чтобы вас было хорошо видно, на велосипеде должна быть передняя фара и задний фонарь. Одних катафотов будет крайне недостаточно.
Для большей заметности фонари на велосипеде должны работать в мигающем режиме: задний фонарь красным светом, передняя фара белым.
Ну и конечно, передняя фара служит не только для вашей заметности, но и освещает дорогу впереди. Чем мощнее фара, тем с больше скоростью вы можете двигаться в тёмное время суток.
Дополнительно к передней велофаре удобно использовать налобный фонарь.
На оживлённых трассах и в городе велосипедист должен быть как можно заметнее. Для этого можно использовать различные предметы экипировки со вшитой светоотражающей полосой. Бывают такие нарукавники, повязки на ноги, а на велорюкзаках такие ленты обычно уже пришиты сзади и с боков. Дополнительно можно приобрести обычные жилетки для дорожных рабочих. Они очень лёгкие, стоят копейки, и при этом максимально заметные, а светоотражающие полосы на них очень широкие.
Если вы едете большой группой, обычно участники сильно растягиваются по трассе порой так, что передним не видно задних. Если в хвосте колонны случилась какая-то заминка или поломка, а лидеры этого не заметили вовремя, то они могут уехать очень далеко и, возможно, им придётся возвращаться и искать отставших. Чтобы избежать подобных ситуаций в велопоходе, очень удобно использовать пару раций: одна у замыкающего, вторая у лидера. Так будет намного легче скоординировать действия всех участников.
Порой приходится останавливаться вблизи населённых пунктов и иногда есть теоретическая возможность кражи велосипеда. Чтобы хоть как-то обезопасить себя, надо состёгивать все велосипеды одним велозамком на прочном тросе. Если группа большая, то замков может потребоваться несколько, но каждому брать замок совсем ни к чему. Это будет только лишний вес.
Всё-таки, любые замки не панацея и, чтобы их открыть или сломать, нужен лишь подходящий инструмент и умение. Поэтому сцеплять велосипеды замком нужно так, чтобы их нельзя было бесшумно разъединить. Привяжите к ним пустые банки от консервов или что-то подобное. Тогда вы услышите, если кто-то попытается утащить велосипед и сможете вовремя среагировать.
Для длительного похода периодическая чистка и смазка узлов велосипеда будет необходима иначе всё начнёт скрипеть и будет гораздо быстрее изнашиваться особенно в дождливую погоду. Возьмите на группу инструменты для чистки цепей, немного ветоши и небольшой флакончик жидкой смазки. Если вы смазываете цепь парафином, то стоит продумать вопрос, как вы будете делать это в длительном походе.
Большая часть остального туристского снаряжения будет таким же, как и при подготовке к пешему походу и здесь его описывать нет смысла. Еда, вода, одежда, палатки, коврики, кухонные принадлежности — всё то же самое, с той лишь разницей, что велосипед позволяет не сильно экономить на весе ваших рюкзаков.
Возможно, я что-то пропустил в подготовке к велопоходу, если вам есть чем дополнить мои рассуждения, пишите в комментариях.
Комментарии
Почти всё, что описано сам использовал в велопоходах.